Читать сказки нужно если не с беременности, то с пеленок – точно. Конечно, ребенок в таком возрасте не понимает сути прочитанного, но зато прекрасно воспринимает интонацию, ритм прочтения и ощущает мир посредством маминого голоса. Рассказывать и читать сказки малышу следует мягким, спокойным голосом, а детям от года и старше можно читать выразительно, со сменой интонацией, чтобы лучше передать характер персонажей. Самое главное – не переборщить со страшными голосами героев, чтобы не испугать ребенка, ведь он воспринимает персонажей через отношение родителей к ним. Детей старшего возраста чтение сказок делает более внимательными и усидчивыми.

Каждому возрасту - своя сказка

Детям от 0 до 2 лет процесс знакомства с книгой лучше начинать с русских народных сказок: они короткие, легкие для восприятия и основаны на простых житейских истинах. Речь идет о таких сказках, как «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Лиса и Журавль» и другие. Маленькому ребенку лучше покупать картонные книжки, чтобы он не смог порвать страницы.

В 2–3 года дети уже более ясно понимают сюжет прочитанной сказки, им важна персофиникация – схожесть сюжета или персонажа с ним самим или реалиями из его жизни. В этом же возрасте начинает прекрасно восприниматься рифма, ребенок может повторять стишки за мамой, например, стихи Барто, Маршака, Благининой, Михалкова и более современных авторов. Иллюстрация тоже крайне важна именно после 2-х лет, поэтому лучше выбирать издания любимых сказок с большими красочными картинками, более реалистичными либо наоборот – расширяющие границы детского воображения. Лучше, чтобы иллюстрации присутствовали на каждом развороте: это поможет удержать внимание ребенка, пока вы читаете ему сказку.

После 3-х лет у ребенка уже развито воображение, он часто фантазирует и сам отождествляет себя с героями любимых сказок: девочки чаще всего представляют себя принцессами, а мальчики – смелыми супергероями. С этого возраста можно начать читать сказки с более сложным сюжетом: сказки Г. Х. Андерсена, А. С.Пушкина и другие. Однако не перестарайтесь с выбором книги – все дети в 5 лет по-настоящему верят в чудеса и в то, что персонажи из сказок действительно существуют. Обходите негативные и страшные моменты в сказке, не перенося этих героев в жизнь.

Сказкотерапия

Этим термином психотерапевты называют метод лечения сказкой. Его используют не только с детьми, но и с взрослыми людьми. Во время терапии врач и пациент вместе придумывают сказку, где обыгрывают проблему, либо руководствуются уже существующими историями.

И в повседневной жизни чтение сказок положительно влияет на умственное развитие ребенка: расширяет кругозор, увеличивает словарный запас и развивает фантазию. Ребенок, с детства читающий и слушающий сказки, лучше находит взаимопонимание с окружающим его миром, растет социально и эмоционально развитым малышом. Читайте детям сказки – и пусть в их жизни как можно дольше продлится чудо!

Не обязательно останавливаться на чтении: пусть ребенок и сам сочиняет сказки. Можно даже сделать небольшой театр теней или пальчиковые куклы и разыгрывать особенно удавшиеся истории.