Гнев – способ отстоять свои права

Маленький человек, который еще совсем недавно полностью зависел от вас в психологическом смысле, однажды понимает, что он – отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Именно тогда появляется еще один способ взаимодействия с миром – гнев. С помощью подобных реакций малыш неосознанно выражает свое разочарование в мире, который, оказывается, готов предоставить не все, чего ему хочется.

Отобранная другим ребенком игрушка, отказ мамы купить лакомство, игнорирование его потребностей отцом, который слишком занят, чтобы заметить канючащего ребенка – все это первые разочарования в жизни ребенка, на которые он, конечно же, не может не отреагировать искренним возмущением.

Агрессивность, как правило, нарастает до 7 лет, а затем идет на спад. Задача родителей – вести себя правильно и свести к минимуму фиксацию гневливости и раздражительности в характере ребенка. Если взрослые ведут себя правильно, привычка проявлять агрессию исчезает сама собой.

Реакция на одиночество и отчуждение

Часто в разных семьях повторяется одна и та же ситуация – о старшем ребенке на время «забывают», когда появляется младший. Ребенок, которому раньше уделяли столько времени, чувствует себя ненужным, не понимает, что он сделал не так, и от обиды начинает искать виноватых и способы облегчить свое состояние. Достаться может и домашним животным, и игрушкам, и сверстникам.

Перенаправленная агрессия – вещь сложная, и не всегда можно понять, что же именно вызвало такое поведение ребенка. Поэтому стоит почаще разговаривать со своим чадом и не упускать из вида первые «звоночки», когда ребенок начинает вслух рассуждать: «Вы меня не любите, а раньше любили» или «Мама, поиграй со мной, почему тебе все время некогда?».

«Разбаловали!»

Обратная ситуация – слишком большое количество внимания ребенку, когда он чувствует себя властелином мира и капризничает всегда, когда чего-то хочет, а в случае невыполнения его желания кричит, плачет, устраивает истерики и проявляет агрессию. С таким поведением нужно бороться сразу, не допуская фиксации шаблона манипулятивного поведения.

Семья, в которой один воспитатель балует ребенка, а второй пытается воспитать здорового члена общества, всегда вызывает у ребенка двойственное чувство – он не может понять, что правильно и как ему себя вести. Поэтому взрослые должны договориться между собой о единой линии воспитания, а иначе не стоит удивляться тому, что ребенок растет неуправляемым – на самом деле он просто на ощупь пытается определить, что хорошо, а что плохо.

Укрощение строптивого

Ребенок проявляет агрессию, когда чувствует, что его, как ему кажется, недостаточно любят, на него не обращают внимания, его не понимают и не хотят понять. Поэтому очень важно не оттолкнуть его крик о помощи в сложный момент, а мягко убедить ребенка в своей любви, при этом проявив строгость.

На практике это может выглядеть так: вы не купили ребенку игрушку, он разозлился и ударил вас, тогда вместо того, чтобы сказать: «Хорошо, я куплю тебе ее, только не злись» или «Я тебя накажу», должны сесть рядом и поговорить с ребенком: «Ты злишься, и ты меня ударил, и мне очень больно. Постарайся не делать так больше. Давай купим эту игрушку в другой раз, у тебя уже очень много игрушек». Так вы покажете малышу, что любите его несмотря ни на что, но его агрессия никогда не будет способом манипуляции вами.

Вы должны всеми силами создавать у ребенка ощущение безопасности и уверенности в своих силах. Чаще говорите ему, что он все сможет, вы в нем на сто процентов уверены, и никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, это мощный удар по самооценке маленького человека и первый повод подумать о том, что он чем-то хуже других.

Объективные причины проявления агрессии

Ребенок может злиться и в случае плохого самочувствия, переутомления, а также если он замерз, ему тесно, некомфортно от неприятных запахов и громких звуков. Раздражение может вызвать и невкусная еда. Но такие причины не должны быть уважительными, ведь реакция на раздражители может быть чрезмерно агрессивной, а может – разумной, сдержанной и «взрослой».

Учите ребенка спокойно просить об устранении дискомфорта, а сами всегда прислушивайтесь к нему. Неуслышанная во время разговора с подругой много раз с отчаянием произнесенная просьба может наконец вызвать сильную реакцию гнева.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер

Очень важно вовремя научить ребенка справляться со своей агрессией. Дети интуитивно чувствуют, что гнев деструктивен, и пытаются найти выход самостоятельно. Но это далеко не всегда получается, и ребенку приходится идти простым путем и давать волю раздражению.

Используйте простые приемы для выплескивания детской агрессии – предложите ребенку поколотить подушку или разорвать «лист злости» – бумагу с нарисованным на ней чудищем. Учите ребенка говорить о своих эмоциях словами «Ой, я так разозлился!» или проговаривать «кодовые» слова, означающие злость, но не имеющие негативной окраски. Если слова будут смешными, взрыв агрессии превращается во взрыв смеха.

Хороший способ помочь ребенку справиться с гневом – отвлечь его на что-то интересное и конструктивное, перенаправив эмоции в мирное русло. Показывайте ребенку, как справляетесь с негативными эмоциями сами, сдерживайтесь, сохраняйте спокойствие в любой ситуации, и тогда он научится этим качествам у вас.

В случае, если агрессия была проявлена открыто и явно, обязательно накажите ребенка с помощью отказа ему в сладостях или игрушках. Вы должны без гнева, но твердо дать понять, что проявлять агрессию плохо и необходимо научиться справляться с ней внутри себя.

Кстати, еще один хороший способ справиться с агрессией – побыть некоторое время в одиночестве, подумать, пережить в себе эмоции. Чаще всего ребенку становится стыдно за свой гнев после времени, проведенного наедине.