Занятия в центрах раннего развития, помимо своей основной обучающей функции, имеют еще одно огромное преимущество – они способствуют социализации ребенка (что особенно важно для детей, не посещающих детский сад), дисциплинируют, учат слушать взрослых и выполнять их задания. Все эти функции выполнимы при соблюдении важнейшего правила – соответствия методики возрасту и интересам маленьких учеников.
Когда начинать
Большинство центров раннего развития работают для детей от полутора до семи лет. Некоторые предлагают курсы для малышей от 6 месяцев до года и даже – программы внутриутробного развития и воспитания.
Что вам предложат
Центры раннего развития делят маленьких учеников на возрастные группы, предлагая каждой из них отдельный курс.
Малыши до трех лет посещают занятия вместе с мамами. На занятиях по развитию моторики и сенсорики вам предложат пальчиковые игры, работу с природным материалом, специальными игрушками-тренажерами и элементарными конструкторами. На творческих занятиях ребята с мамами лепят простейшие формы из пластилина, выполняют несложные аппликации из готовых элементов, рисуют пальчиковыми красками. Занятия по развитию речи знакомят малышей с окружающим миром, базовыми качествами (размер, форма, цвет), способствуют постановке звуков речи (выполнение логопедических упражнений). Музыкальные и танцевальные уроки строятся в форме подвижных игр, способствующих формированию чувства ритма, развитию речи и пластики.
Начиная с трехлетнего возраста, детишек обучают азам грамоты и математики, знакомят с иностранным языком – такие занятия готовят малышей к школе. «Академические» занятия чередуются с творческими и подвижными – изобразительным искусством, пением, танцами, театральным кружком, восточными единоборствами или даже верховой ездой.
Хорошие развивающие центры также предлагают занятия с логопедом и психологом, бесплатные семинары для мам, проводят театрализованные утренники-представления и (за отдельную плату) могут взять на себя организацию дня рождения вашего чада.
Что должно насторожить
Несоответствие методики возрасту ребенка
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра, поэтому любые обучающие занятия должны проводиться только в игровой форме. Занятие, на котором малышу предлагают сидя за столом изучить таблицы и схемы, обречены на провал и могут запросто отбить интерес к учебе в будущем. Однако не пугайтесь, если игровые материалы покажутся вам немного сложными для ребенка – большинство методик строятся на принципе опережения, подпитывающем интерес ребенка и побуждающем его к решению новых задач.
Завышенные требования к дисциплине
Маленьким детям свойственно отвлекаться и проказничать. Излишнее внимание педагогов к дисциплине и порицание малыша – повод задуматься в компетентности работников центра.
Малый штат работников и скудная материальная база
Каждый аспект развития (моторика, творчество, музыка, хореография) должен преподаваться отдельным педагогом – узким специалистом. Игрушки, раздаточные материалы и предлагаемые упражнения не должны повторяться от занятия к занятию.