Уже с 2-3-х месячного возраста ребенок пытается изучать окружающий его мир. И рот ребенка непосредственно участвует в познавательном процессе. Пока малыш не начал самостоятельно передвигаться  процесс познания контролируется легко, а вот после того, как он начнет ходить – нужен глаз да глаз! Как только ребенок начинает ходить, у родителей заканчивается спокойная жизнь. Ребенка приходится «ловить» каждую секунду: забирать из рук палку, оттаскивать от грязной урны, вытаскивать из лужи и т. п. Куда бы ребенок ни полез, за что бы ни взялся, он все норовит попробовать на вкус. Со временем, ближе к году, малыш начинает понимать, что помимо рта для исследования окружающего мира можно использовать  другие органы чувств – руки, глаза, нос. Вот тут перед родителями встает важная задача – научить ребенка правильно пользоваться этими органами в познавательном процессе.

Отучить малыша тянуть все в рот совсем не сложно. Стоит показать ребенку, что, например, камешек или веточку намного интереснее изучать руками, чем ртом. Можно придумать игры, развивающие моторику. Ребенок должен заинтересоваться, и тогда он начнет изучать новые предметы правильно. Очень важно научить ребенка разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Причем делать это желательно не категорично, а играючи, чтобы малыш понял, что камень, поднятый с земли, в рот брать нельзя, потому что он грязный. Куда вкуснее, скажем, кусочек хлеба или яблока, предложенный мамой.

Чтобы избавить ребенка от привычки все тянуть в рот, следует показать ему модель правильного поведения при знакомстве с новыми вещами. Если этого не сделать сразу, то ребенок может решить: «Раз родители молчат, не делают замечаний, то я все делаю правильно». Со временем этот «правильный» поступок войдет в привычку, которую будет очень трудно искоренить.

Если вы все же по каким-то причинам упустили время и все чаще замечаете установившуюся у ребенка привычку все тянуть в рот, попробуйте намазать перцем или горчицей (не сильно острой) «самые любимые» вещи малыша. Взяв такой предмет в рот, ребенок начинает морщиться, и у него пропадает желание снова его облизывать. Теперь не упустите момент и покажите малышу, как правильно обращаться с предметом. Возьмите в руки «горькую» игрушку и поднесите ее ко рту. Но, едва коснувшись ее губами, резко уберите руку ото рта и постарайтесь как можно брезгливее наморщиться. После чего возьмите игрушку в руки и положите ее на коврик или на стол (туда, где она должна находиться) или постарайтесь увлечь малыша интересной игрой с использованием этой игрушки.

Также очень важно соблюдать последовательность и придерживаться постоянства  в запретах и разрешениях. Если тот или иной предмет нельзя брать в рот сегодня, то его нельзя брать в рот и завтра, и через неделю. И за этим должны следить все члены семьи без исключения, чтобы не возникала ситуация «а мне папа разрешил». При соблюдении взрослыми этих простых правил, ребенок вскоре начнет все понимать и перестанет тянуть в рот посторонние предметы.