Какое наказание выбрать?

С незапамятных времен наши предки применяли к детям физические наказания. Оно основано на боязни чувства боли. Конечно, порка в какой-то мере способствует подчинению воле родителей, потому что во время наказания любой малыш пообещает что угодно. Однако, как показывает практика, физическое наказание озлобляет и унижает ребенка, а вовсе не разрешает конфликт.

Все чаще и чаще мамы и папы отдают предпочтение нефизическим видам наказания. Самым распространенным из них является так называемый тайм-аут (перерыв, передышка, пауза). Тайм-аут подразумевает, что ребенка на некоторое время исключают из общих занятий, и не обращают на него внимания. Такой метод применяют спокойно, без криков и истерик, но с объяснением причин наказания.

Как и все способы воспитания, тайм-аут будет эффективным только тогда, когда применяется в обязательном порядке, вовремя и последовательно. Дети должны понять, что определенные правила в их жизни устанавливают взрослые, и если их нарушить, последуют меры наказания.

Некоторые специалисты считают, что тайм-аут – наиболее гуманный и щадящий способ проявления родительского недовольства. Такой метод применяется больше не к личности малыша, а к конкретному проступку. Прерывая контакт, родители подают ребенку своеобразный сигнал: «Подобное поведение недопустимо!» Этот способ наиболее эффективен для детей в возрасте 2,5-4 лет. В этот период подобное выдергивание из социальной среды, отгораживание от друзей, близких и значимых взрослых является чувствительным наказанием за проступок.

Тайм-аут, как альтернатива физическому наказанию, может иметь и неблагоприятные последствия, так как вызывает чувство обиды и может развить негативизм. Кроме того, свозрастом этот метод теряет свою эффективность. С 4 лет дети начинают догадываться, что «всю жизнь» сидеть на стульчике вдали от всех, они не будут, а потому они просто пережидают «срок». Так что и угроза игнорирования больше не заставит детей отказаться от чего-то запретного.

Есть и противники такого вида наказания, которые утверждают, что оно не ведет к улучшению поведения ребенка, а лишь расшатывает его психику. В семьях, где родители не кричали, не устраивали перерывов в общении с ребенком и вообще редко угрожали расправой, дети ведут себя гораздо спокойнее, чем в семьях, где практиковалась изоляция.

Исследования показывают, что устранению плохого поведения больше способствует игнорирование, нежели отрицательная реакция. Если поведение нельзя проигнорировать, то лучше отвести ребенка в комнату и остаться с ним, но ни в коем случае не оставлять его одного. Следует объяснить, что такой поступок не может быть хорошим, что малыш дальше не будет играть с друзьями или находится вместе с другими людьми. С вашей стороны важная любая эмоциональная реакция.

Среди других нефизических наказаний распространены следующие: наказание словом и лишение приятного.

Под первым обычно подразумевается повышение голоса. Крик означает эмоциональное выгорание, выброс собственных негативных эмоций на детей, педагогическую беспомощность и бессилие. Кричать можно только тогда, когда действия ребенка угрожают жизни других или его собственной.

Лишение приятного (развлечений, сладкого) – самый приемлемый способ управлять поведением малыша. Лучше лишать его хорошего, чем причинять боль и страдания.

У каждого ребенка есть собственные предпочтения, о которых нужно знать. Хорошо бы иметь запас небольших и крупных праздников для души – так называемую «зону радости». Отказ ребенку в праве участвовать в подобных праздниках – ощутимое наказание.

Наказываем ребенка правильно

  • Взрослый должен соблюдать позицию старшего и уметь справляться с собственными импульсами.
  • Наказание должно быть равноценно проступку.
  • В особых случаях, останавливая действия ребенка, можно брать его за руку или плечо.
  • Контактируйте с ребенком уверенным голосом, глядя ему в глаза.
  • Применяйте наказание сразу же после проступка.
  • Наказание сопровождайте подробным разъяснением, чтобы предупредить повторение ситуации.
  • Один проступок – одно наказание.
  • Следуйте правилу: наказан – прощен.

Если все методы потерпели неудачу, стоит использовать последний – чувство юмора. Превратите все в игру, постарайтесь отвлечь ребенка загадками, шутками, интересными вещицами. Вскоре вы и ваш ребенок снова будете чувствовать себя отлично, да и процесс воспитания пройдет намного легче.