Если родители строги в меру, требуют от малыша соблюдения определенных правил (к примеру, в отношении хороших манер и аккуратности), но при этом все происходит в обстановке любви и дружелюбия, то у них вырастет прекрасный ребенок. Но это идеальный вариант. В реальности не всегда все складывается именно так.

Золотая середина

Родители-диктаторы считают, что их слово – закон. Любая оплошность – непростительна и требует немедленного наказания. Такие родители властные, грубые, постоянно осуждающие. И ребенок в такой семье вырастает либо робким и закомплексованным, либо агрессивным, обозленным на весь мир.

Другая крайность – чрезмерная мягкость. Вседозволенность также приводит к плачевным результатам. Главное – установить границы дозволенного. Малыш должен четко знать, что можно, а что нельзя. Зная эти границы, он будет чувствовать себя спокойнее. Родители должны быть доброжелательны, но настойчивы.

Шаг за шагом

Главный враг воспитания – непоследовательность. Сегодня одна система воспитания, завтра другая. Сегодня разрешают все, завтра наказывают за эти же действия. Ребенок никогда не знает, чего ждать от родителей. И не понимает, что ему разрешено, а что нет. Необходимо решить, какой тактики воспитания придерживаться. Правила должны быть четко определены. Тогда ребенок вырастет спокойным и уверенным в себе.

Не в пользу, а во вред

Никогда не следует заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. Эффект может быть обратным ожидаемому. Для того, чтобы ваше чадо делало то, чего вы хотите и считаете для него нужным, он должен сам захотеть сделать это.

Не приносят пользы и угрозы. Психологи утверждают, что выражения типа «Попробуй только...», «Если ты еще раз…» воспринимаются детьми как призыв к ответным действиям.

Таким же неудачным приемом в воспитании является обещание награды за послушание: «Если ты мне поможешь, я куплю тебе игрушку». Также сюда можно отнести плату за хорошие оценки. Такой подход чреват тем, что ребенок всегда и во всем начнет искать выгоду, бескорыстная помощь «просто так» и прочие дела станет для него редкостью, если не исключением. А такое качество в ребенке никак нельзя назвать положительным.

Детям очень обидно, когда их сравнивают с другими детьми, тем более если сравнение отнюдь не в их пользу. Двух одинаковых людей на земле просто не существует, и существовать не может. Поэтому любимое чадо никогда не станет как Ваня со второго этажа, как бы этого не хотелось его родителям, да ему это и не нужно. В вопросах воспитания к каждому ребенку следует подходить индивидуально. Никогда не нужно подгонять ребенка под чужую мерку.

Нужно также уметь правильно критиковать малыша. Можно выражать свое недовольство каким-то поступком ребенка, но не ребенком в целом. Некрасивым был именно поступок, а не сам ребенок. Не нужно называть его глупым, неуклюжим, ненормальным. Ведь не зря говорят, как корабль назовешь – так он и поплывет. То же касается и похвалы. Похвала должна быть направлена на усилия ребенка, его работу, помощь, а не должна касаться характера и индивидуальности. Из слов о хорошей работе он сам сделает положительный вывод о себе, что укрепит его уверенность в себе.

Главный пример

Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос вежливым и воспитанным, необходимо проявлять некоторые требования и к своему поведению. Так как главный пример для подражания – это родители. Если постоянно перебивать, повышать голос, использовать ненормативную лексику, то сколько бы не говорилось об умении слушать и о том, что нужно следить за своей речью – ребенок все равно будет копировать поведение своих родителей.

Основа всему – любовь

Каким бы не был подход к воспитанию, главным его условием должна быть любовь между родителями и детьми. Некоторые считают, что пусть дети сначала выучат уроки, а потом уже можно и обнять. Но ведь ребенка нужно любить и принимать безусловно, любить не за то, что он красивый, умный, хорошо себя ведет и так далее, а просто так, без всяких условий, просто за то, что он есть! Тогда и строгость, и мягкость будут восприниматься как проявление любви и заботы, а значит – действительно приносить пользу.