Отсутствие интереса к чтению обычно обусловлено воспитанием: в раннем детстве ребенку уделялось мало внимания, у него просто не было шанса полюбить книги, которые ему не показывали. Родители всегда должны быть образцом для подражания, для этого им нужно больше читать, чаще проводить время с детьми и помнить: прививать любовь к книгам надо с детства.
От рождения до трех лет
Рекомендации по общению с малышом, еще только находящимся в утробе, давно доказали свою результативность. Он различает голоса и интонации родителей и реагирует на них. Читать вслух можно начинать на 7–8 месяце беременности и, естественно, продолжать рассказывать сказки на ночь после рождения ребенка.
Пока ваш малыш еще слишком мал, покупайте книжки с объемными картинками, берите его на руки и читайте простые и всеми любимые с детства истории: например, про Колобка, лису или серого волка. Обязательно показывайте, кто есть кто на этих изображениях, почувствуйте себя актером и изображайте персонажей, хотя бы с помощью интонации, чтобы ребенку было весело слушать вас, даже если он пока и не понимает смысла сказанного вами. Малышей от года до полутора лет можно уже привлекать к «чтению»: просить повторить какие-нибудь звуки или показать на картинке конкретного персонажа.
Пусть ребенок беспрепятственно играет с книгами и рисует в них, покупайте специальные книжки для малышей, которым будут нестрашны никакие манипуляции.
От трех лет и старше
У детишек от трех лет уже появляются любимые стишки и истории, которые они снова и снова будут просить вас рассказывать. Пусть это будут лучшие детские произведения Чуковского, Маршака, Барто, Хармса, чем книжки про Смешариков.
В этом, уже достаточно сознательном возрасте, главное не оттолкнуть ребенка, заменив общение просмотром телевизора. Желательно включать мультики не чаще одного раза в день по полчаса, больше времени проводить с малышом, играя с ним или читая ему. Для трехлеток можно подбирать книжки посложнее, с сюжетом на 3–5 страниц, советуясь с ребенком, спрашивая, что ему почитать.
Еще до того, как учить ребенка чтению, окружите его буквами и словами. Это могут быть кубики, пластиковые или картонные буквы, магнитики. Играйте с ребенком, составляя из букв слова, чаще читайте вслух простые для понимания надписи, вывески. Любовь к чтению будет тесно связана с любовью к родителям, той доброй семейной близостью, которая возникает при совместном чтении.
Формируем любовь к чтению. Общие правила
- Чтение должно вызывать удовольствие. Нельзя заставлять ребенка читать или слушать неинтересную для него сказку. Такие методы вызовут у малыша отвращение к книгам, он будет воспринимать чтение как наказание, и в дальнейшем такое отношение сложно будет исправить.
- Разнообразьте общение с ребенком, будьте ему другом, а не строгим учителем. Пусть будет как можно больше игр, прогулок и совместных веселых вечеров. Жизнерадостный, счастливый ребенок скорее пойдет вам навстречу и подхватит идею с чтением по ролям, чем избалованный или чувствующий постоянное неудовлетворение в общении с вами.
- Разнообразьте чтение. Не заставляйте ребенка много читать, если он еще только учится слагать буквы в слова. Читайте по очереди, по ролям, вместе выучите стишок или делайте сценки по его любимым сказкам. Чаще включайте ребенку радиоспектакли или советские мультики по известным ему сказкам.
- Обязательно обсуждайте прочитанное. Это способствует развитию мышления и речи. Ребенок учится излагать свои мысли, пополняет свой словарный запас. К тому же очень важно, чтобы у него появилось собственное мнение. С обсуждением прочитанных книг у него формируется вкус – определенные предпочтения, которые также будут развиваться.
- Уделяйте чтению больше времени, но знайте меру. Обязательно читайте малышу, выкроив для этого хотя бы 20 минут. Ваш пример – это самый лучший способ заинтересовать ребенка, который непременно захочет подражать взрослому.
- Объясняйте малышу, зачем нужны книги и как с ними обращаться. Если он просит купить ему собственные книги, скорее исполняйте это его желание. Чудесно, когда книга – лучший подарок с самого детства.
- Сократите время просмотра телевизора и видео в интернете до минимума. Не забывайте, ведь вы подаете пример ребенку. Он будет повторять за вами, поэтому лучше не сидеть Вконтакте, а почитать книжку и использовать компьютер и телевизор в основном в образовательных целях, фильтруя материал, который вы смотрите.
И наконец, всегда поддерживайте ребенка в его увлечении литературой, читает ли он второсортные романы или классические произведения. В любом случае его интересы будут развиваться, и хорошо, если книга станет его другом.