Если вы замечаете, что ребенок регулярно возвращается из школы подавленным, ищет причины туда не ходить, избегает разговоров об одноклассниках, плачет без особой на то причины и чувствует себя одиноким – скорее всего, ему трудно влиться в школьный коллектив сверстников.

Дети-изгои: истоки проблемы

Родные люди подают малышу модель взаимодействия в обществе. Замкнутые и необщительные родители, скорее всего, приведут в школу ребенка с таким же характером, который в коллективе станет одиночкой и жертвой нападков. Противоположная, но не менее опасная ситуация – семейная гиперопека, убеждение ребенка в его исключительности и превосходстве над сверстниками. Попавших в школьный коллектив «зазнаек» быстро возвращают с небес на землю, делая их изгоями в классе.

Провокатором негативного отношения сверстников к ребенку может стать по той или иной причине невзлюбивший его учитель. Для этого «педагогу» вовсе необязательно опускаться до прямых оскорблений– достаточно постоянно называть ученика лишь по фамилии, чаще наказывать и никогда не хвалить. Пренебрежительное отношение взрослого быстро передастся детскому коллективу, особенно если речь идет о младших школьниках. В результате ребенок может вообще отказываться учиться и ходить в школу.

Типичные ошибки отвергаемых детей

Детские нападки на сверстников длятся до тех пор, пока «жертва» дает повод и подогревает интерес. Издевающихся над ребенком одноклассников может забавлять его слишком эмоциональная и не совсем адекватная реакция на нападки. Отвергаемых детей следует учить сдерживать свои чувства, управлять эмоциями, правильно оценивать смысл слов и поступков окружающих. Остудить пыл нападающих можно, выдав реакцию, которой они не ожидают – к примеру, рассмеявшись в ответ на дразнилку или отреагировав на нее с абсолютным равнодушием.

Второй тактической ошибкой детей-изгоев является их огромная привязанность к одноклассникам и взрослым, проявляющим хотя бы малейшую по отношению к ним симпатию. Такой привязанностью недобросовестные сверстники могут просто-напросто пользоваться («Я погуляю с тобой после уроков, а ты мне дашь списать домашнее задание»), а действительно симпатизирующие ребенку – перейти во вражеский стан, избегая чрезмерной навязчивости ищущей поддержки «жертвы».  

Помощь взрослых

Родители могут помочь своему ребенку наладить отношения с одноклассниками, однако действовать напрямую, отправляясь в школу на шумные «разборки» с детьми и учителями в большинстве случаев не стоит.  Непосредственное вмешательство родителей необходимо лишь в той ситуации, когда конфликт ставит под угрозу физическое или психологическое здоровье ребенка.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками за пределами школы – устраивайте детские праздники, совместные походы, придумывайте общие дела. Не забирайте малыша из школы сразу после окончания занятий, позвольте ему порезвиться на площадке вместе с другими детьми – это важный этап социализации. Помогите ребенку выстроить дружеские отношения с симпатичным ему одноклассником – наличие хотя бы одной взаимной симпатии значительно облегчит адаптацию  к школьному коллективу.