Система Монтессори с успехом применяется в развивающих центрах, детских садах и даже экспериментальных школах. Подходит для обучения обычных дошкольников и детей с патологиями умственного развития. В чем же секрет этой методики?

Основные  принципы

Система исключает какое-либо давление на ребенка. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что у каждого ребенка есть своя, индивидуальная программа развития. Задача взрослых – правильно организовать среду для овладения знаниями и подсказать способ их постижения. Группа для занятий разделена на предметные зоны и оснащена множеством необходимых материалов, полный список которых займет не один десяток страниц.

Для занятий используются как специально разработанные пособия, так и настоящие предметы повседневной деятельности, природный материал.  Упражнения строятся таким образом, чтобы малыш сам видел и исправлял свои ошибки, без упреков и замечаний со стороны взрослых.

Личное пространство

У каждого малыша есть личное рабочее место – столик или коврик. Это помогает ученикам ощутить себя важными, значимыми и взрослыми. Знакомясь с расположением учебных материалов в группе, маленький человечек постигает пространство, осознает, что у каждой вещи есть свое место. 

Во время занятий дети сами выбирают интересные для них материалы, а если одна и та же игрушка заинтересовала нескольких ребят – постигают навыки социального взаимодействия, учатся делиться, уступать, договариваться. Развитию социальных навыков  способствует разновозрастное комплектование групп, при котором старшие ученики помогают младшим.

Практика жизни

Упражнения, направленные на формирование сугубо практических, повседневных навыков научат ребенка заботиться о себе: ухаживать за одеждой и обувью, резать и чистить овощи, накрывать на стол, правильно переходить дорогу. Во время занятия педагог постоянно  напоминает своим ученикам о том, что они большие и могут справиться самостоятельно со многими делами – эти слова вселяют уверенность в себе. Учебная среда максимально приближена к условиям реальной жизни.

Развитие сенсорики

С помощью специально разработанных тренажеров и природных материалов дети развивают слуховое, зрительное, обонятельное и вкусовое ощущения. Знакомятся с разнообразием форм, понятиями массы и температуры.

Математическое развитие

Подготовленная среда насквозь пропитана математикой и содержит материалы для эффективного обучения элементарным навыкам счета. Необходимый для поступления в школу багаж математических знаний ребята получают ненавязчиво – во время игры и исследования учебных материалов.

Языковое развитие

В зоне языкового развития малыш обогатит свой словарный запас, выучит буквы. Знакомство с грамотой происходит с помощью подвижного алфавита, изучения «шершавых» букв, письма на песке или манной крупе.

Космическое воспитание

Полученные знания необходимо объединить в стройную систему, формирующую у малыша целостные представления о мире. Область  космического воспитания знакомит детей с азами географии, анатомии, истории и биологии. Познакомившись с общей картиной мира, маленький человек начинает осознавать себя его частицей, малой, но чрезвычайно важной.