Дети, поступающие в первый класс, переживают особый период – так называемую адаптацию. Малыш, еще недавно ходивший в детский садик, осваивает новую для него социальную роль, приспосабливается к новым нормам поведения и приобретает новое окружение. Еще вчера он играл и спал, сколько хотел, а сегодня уже нужно рано вставать, придерживаться режима и выполнять домашние задания. За белыми бантами, яркой школьной формой и ароматными букетами следует череда уроков, перемен, радостей и огорчений.

С корабля на бал

  • Чтобы переход к школьной жизни не был таким уж резким, подготовится к ней нужно за несколько дней. Хотя бы за неделю.
  • В последние дни перед 1 сентября не нагружайте ребенка различными мероприятиями и шумными развлечениями. Тем более не стоит отправлять малыша в школу сразу же после приезда в гости родственников или заграничной поездки. Пусть у ребенка будет несколько свободных от впечатлений дней.
  • Постарайтесь подстроить режим предшкольной недели под особенности школьного обучения. То есть каждый день укладывайте ребенка на час раньше: он должен привыкнуть вставать, что называется, «с петухами».
  • В течение этой недели исключите излишнюю нагрузку на ребенка: пусть он меньше смотрит телевизор и играет на компьютере. В противном случае переход от развлечения к обучению будет невыносим.
  • Конечно же, не стоит пугать первоклассника всем: недовольными учителями, сложными домашними заданиями и ежедневными мучениями на уроках. Попытайтесь не обсуждать в присутствии малыша саму школу и педагогов, особенно профессиональные и личностные качества того или иного учителя. Поход в школу должен быть долгожданным, желанным событием, которое хочется приблизить как можно скорее.
  • Поиграйте со своим первоклашкой «в школу», чтобы он в свободной, приятной игровой форме освоил главные школьные правила: как правильно сидеть за партой, когда надо поднимать руку, как вести себя на перемене и т. п.
  • Рассказывайте малышу о школе, в которой ему предстоит учиться. Сколько детей будет в классе и во всей школе, сколько учителей, классных комнат – любая информация будет интересна будущему ученику и  сформирует у него чувство сопричастности и даже гордости за свое учебное заведение.
  • Показывайте ему фотографии из своей школьной жизни, а если сохранились – то и старые дневники и тетрадки. Вспомните несколько веселых, забавных моментов, связанных с уроками или одноклассниками.
  • Сходите вместе в школу, покажите кабинет, где ребенку предстоит заниматься, осмотрите столовую, гардеробную, актовый зал. Больше всего детей пугает неизвестность, а во время посещения школы они поймут, какая обстановка их ждет. Во время экскурсии спросите ребенка, чем школа похожа на детский садик и чем от него отличается. При необходимости подскажите, что есть общего и различного.
  • Спросите будущего первоклассника, как он поступит в различных ситуациях, например, если не сможет найти дорогу в класс или потеряет пакет со сменной обувью. Для взрослых все это кажется несущественным, а вот для малышей является настоящим стрессогенным фактором.
  • По возможности познакомьте ребенка с будущими одноклассниками и учителем. Такая неформальная беседа снизит эмоциональное напряжение, сопряженное с неизвестностью.

Первые шаги в большой мир

Период адаптации в школе у всех детей длится по-разному. Одним достаточно недели, а другие осваиваются только через 3–4 месяца.

Первые дни малыша в школе вызывают самый большой стресс для маленького организма, так как смена теплых семейных отношений на дисциплинирующие условия школы иногда бывает очень резкой.  

Вот почему в первые дни школьного обучения мамы и папы должны обратить внимание на следующие моменты:

  • Ребенку важен хороший отдых и покой: следование режиму дня и соблюдение дисциплины в домашних условиях закрепляют результат школьного воздействия. Впрочем, здесь существует опасность загнать несчастного ученика в ежовые рукавицы, так что не переусердствуйте.
  • Следите за ребенком: мельчайшие изменения в его поведении могут свидетельствовать о существующих проблемах. Среди них – конфликты с одноклассниками, непонимание с учителем, страх ошибок, неуверенность в себе и пр. О трудностях в школе говорят и симптомы физического состояния: усталость, головная боль, жалобы на слабость.
  • Ненавязчиво помогайте ребенку в проверке и выполнении домашних заданий, чтобы сформировать у ученика критическое отношение к своей работе и способность к самоконтролю.
  • Не требуйте от ребенка статистических показателей, ведь главное в учебе не оценки, а сам процесс получения новых знаний. Вспомните: многие троечники в итоге стали прославленными учеными, врачами, живописцами.
  • Хвалите и подбадривайте свое чадо: ему нужна поддержка родителей, а не постоянная критика. 

Ваш малыш стал учеником, по его мнению, уже совсем «взрослым», однако для вас он навсегда останется ребенком. Да, повышайте требования к нему, но не любите его меньше.