Первый год обучения в школе является переломным для любого ребенка. Ежедневные занятия приходят на смену активным играм на свежем воздухе, возникает необходимость подолгу сидеть за партой в правильной рабочей позе, сосредотачивать внимание на речи учителя, носить непривычную форму и подчиняться другим правилам, принятым в учебном заведении. Адаптация первоклассников к школе происходит постепенно. В период привыкания ребенка к роли школьника маленькие ученики и их родители могут столкнуться с трудностями физиологической, психологической и социальной адаптации.

Физиологическая адаптация ребенка к школе

Привыкая к новому режиму и повышенным нагрузкам, организм ребенка испытывает стресс, результатами которого могут стать:

  • головные боли;
  • нарушение сна;
  • потеря веса;
  • снижение или повышение артериального давления;
  • усталость;
  • снижение аппетита;
  • шумы в сердце;
  • нарушения нервно-психического здоровья.

Адаптация первоклассников к школе может занять от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Самыми напряженными для большинства маленьких учеников становятся первые 2—3 недели, в течение которых родители должны проявлять максимум участия и заботы. Соблюдение мамами и папами определенных правил поможет быстрее организовать режим дня школьника и снизить напряжение, связанное с адаптацией. Итак, важно помнить что:

  • будить ребенка к школе нужно заблаговременно, а не непосредственно перед выходом;
  • завтрак первоклашки должен быть полноценным, не стоит ограничиваться сухими бутербродами и чаем;
  • после школы и обеда нельзя сразу усаживать ребенка за домашнее задание — первокласснику необходима прогулка с активными играми на свежем воздухе;
  • ослабленным школьникам после занятий необходим восстанавливающий сон в течение полутора часов;
  • оптимальное время для выполнения домашнего задания — 16—18 часов – на это время приходится один из пиков мозговой активности;
  • во время выполнения домашнего задания следует делать двигательные паузы;
  • время, проведенное ребенком у телевизора или компьютера, не должно превышать 45 минут в день;
  • первоклассник должен отправляться спать не позднее 9 часов вечера.

Социально-психологическая адаптация первоклассника к школе

В возрасте 6—7 лет происходит становление социального «Я» ребенка. Этот процесс сопряжен с психологическим кризисом, еще больше осложняющим адаптацию к школе. В этот период у ребенка развиваются способности к обобщению переживаний, и он очень болезненно воспринимает критику. Если раньше замечания взрослого просто огорчали или злили, то теперь они формируют самооценку. «Я поступил плохо — значит, я плохой», «Я получил плохую оценку  значит, я глупый» — так могут отреагировать первоклашки на неправильно сформулированную критику педагога или родителей.

Психологические особенности 67 летних детей учитываются при составлении программ адаптации первоклассников к школе, утверждаемых большинством СОШ, лицеев и гимназий. В 1-м (а часто и во 2-м) классе ребятам не ставят отметки, делая акцент на качественный анализ достижений школьников.

Со стороны родителей первоклассник должен также видеть максимум участия и поддержки. Для того чтобы маленький школьник день ото дня укреплял уверенность в себе и охотнее стремился к знаниям, мамы и папы должны следовать нескольким важным правилам:

  • никогда не кричите на ребенка и тем более не наказывайте его физически;
  • свою критику выражайте спокойным тоном;
  • критикуйте поступки ребенка, а не его самого, подчеркивая, что ошибки и проступки  явление временное и исправимое;
  • не требуйте от ребенка отличных результатов, если пока еще он к ним не готов;
  • не демонстрируйте раздражение, выполняя с первоклассником домашние задания;
  • не заставляйте многократно переписывать домашнее задание;
  • прощайте ошибки и неудачи;
  • проявляйте интерес не только к учебе, но и социальной адаптации ребенка: интересуйтесь новостями классной жизни, взаимоотношениями с педагогами и сверстниками.

Показателями успешной адаптации ребенка к школе можно считать отсутствие у него неуверенности в себе и страхов, самостоятельность при выполнении учебных заданий (обращение к помощи взрослых лишь в случае затруднений), удовлетворенность отношениями с одноклассниками и учителями. Всех этих результатов можно достичь, окружив маленького школьника всесторонней любовью и поддержкой.