Как часто вы покупаете бытовую технику? Как минимум раз в год у вас возникает необходимость в новом помощнике, будь то новый кухонный комбайн или стиральная машина. К сожалению, прошли те времена, когда техника служила десять лет: расширение функций, внедрение «умных» технологий, экономия на материалах в целях снижения цены – все это приводит в тому, что срок службы колеблется до 2-х лет на мелкие приборы до 7 лет на крупногабаритную технику. А цены при этом постоянно растут!

В чем же причины, и какие предлагаются решения?

Пойдем по порядку. Если обратиться к рекламе, то логичным будет возразить – цены падают, везде скидки! Но по факту цены снижаются не просто так, за этим может скрываться несколько вариантов:

1. Нейтральные:

  • Часто, когда прибыль у магазина падает или он готовится к закрытию, собственники специально снижают стоимость на весь ассортимент в надежде вернуть затраченные на товар деньги.
  • В отношении сложной техники существует проблема «старения» технологий (например, у компьютеров), цена в этом случае снижается на товары со слабыми характеристиками.
  • Уцененный товар. Может быть нейтральным – помятая упаковка, царапина на корпусе, а может быть и негативным – повреждения от падения, поломка отдельных деталей, сказывающиеся на работоспособности.
  • Товар «с витрины». Выставочные образцы волей-неволей страдают от внешнего воздействия – здесь и пыль, и царапины от частого просмотра.

2. Негативные:

  • Подмена отдельных запчастей более дешевыми. Такое часто происходит в крупных магазинах, а также с популярными моделями. При этом «начинку» заменяют не по основным параметрам (у ноутбуков – объем памяти, оперативная память), а по более мелким (порты, шлейфы). Это не влияет на вид товара, но снижает его функциональность и работоспособность. В комбайнах, например, заменяют металлические детали-насадки пластиковыми, которые быстро стираются на высоких мощностях.
  • Вместо нового товара с конвейера продают уже отремонтированные вещи. Невооруженным глазом заметить это практически невозможно. Однако по закону продавец обязан указывать на ценнике товар б/у или новый, но интернет дает массу подтверждений обратной ситуации.

Выше сказано, какие методы используют для снижения цены товара, но многие продавцы научились увеличивать цену за счет «добровольно-принудительных» услуг. Среди них можно назвать следующие: доставка товара, подъем крупногабаритной техники в квартиру, дополнительное обслуживание, вывоз старой техники, аксессуары, сборка и установка и т. д. Если эти пункты еще более или менее понятны, то  дополнительная гарантия – услуга относительно новая и появилась сравнительно недавно, но уже обросла массой слухов и комментариев. Так что же она собой представляет как на бытовом, так и на законодательном уровне.

Услуги, оказываемые по дополнительной гарантии (условно по «Сертификату магазина»), варьируется в зависимости от магазина, но чаще всего это:

  • Обычный износ. То есть ремонту подлежит не только производственный брак, но и бытовые неполадки «от ваших рук» (попадание воды, порванный провод, короткое замыкание). 
  • Обслуживание на дому. Специалист по ремонту приедет к вам домой, а крупногабаритную технику при необходимости специального сервисного ремонта вынесут и вывезут за счет магазина.
  • Профилактика. Периодически или в случае необходимости вы можете вызвать сотрудника фирмы для чистки техники, смазки деталей, укрепления болтов и т. д.
  • Смена владельца. Некоторые предлагают услугу переоформления сертификата при повторной продаже техники или передачи ее иным лицам.  
  • Демонтаж и повторная установка. Если техника (чаще всего крупногабаритная) требует отправки в сервисный центр, то по возвращению из ремонта ее обязательно установят снова, не требуя при этом доплаты.
  • Страховой полис. В стоимость дополнительной гарантии включено страхование, предусматривающее финансовую компенсацию на проведение ремонта.

Срок действия «Сертификата магазина» распространяется на 1, 2, 3 года. И вроде казалось бы все так хорошо, в чем же подвох? Как продавцы делают на этом деньги? К сожалению, ответ банальный – они пользуюсь недальновидностью клиентов, а порой и отсутствием времени для изучения условий гарантий. На практике это выливается в расходы с нулевой отдачей, а иногда и с отрицательными последствиями. Чтобы не пустить деньги на ветер нужно знать несколько существенных моментов:

  1. Законом уже установлена гарантия на любую технику. Она длится один или два года в зависимости от вида товара и его комплектации. При этом фирма-производитель дает также свою гарантию. Если первая отсчитывается от дня покупки, то вторая с даты производства и, как правило, дольше законодательной. Проверить дату выпуска товара можно на упаковке или на задней крышке изделия.
  2. Дополнительная гарантия является добровольным соглашением между покупателем и магазином. Гарантия регулируется напрямую Законом о защите прав потребителей.
  3. По заводской гарантии возможна замена товара на аналогичный в течение определенного времени в случаях невозможности ремонта, явного брака, длительного срока ремонта и т. д. Но нужно быть внимательными! Сложная техника, например ноутбуки, исключены из этого списка Постановлением Правительства.
  4. Даже если гарантийный срок службы кончился, то возможен гарантийный ремонт, если поломка связана с дефектом сборки изделия на фабрике или некачественностью деталей.
  5. Перечень видов ремонта и обслуживания уже, чем при дополнительной гарантии.

Таким образом целесообразность приобретения дополнительной гарантии зависит от вида техники (кофеварки ломаются гораздо реже, чем кухонные комбайны), потенциальной вероятности ремонта (стиральные машины в последнее время «летят» одна за другой, в то время как микроволновки показывают стабильную работу на протяжении нескольких лет), стоимости деталей при необходимости  ремонта (в холодильнике замена охладительной системы стоит существенно дороже, чем в обычной печке – нагревательного элемента).

Будьте бдительны:

  • Внимательно проверяйте страну изготовителя на ценнике и на коробке изделия.
  • Обратите внимание на основные параметры и характеристики.
  • Стоимость дополнительной гарантии меняется в зависимости от цены товара и составляет около 20% при «Сертификате магазина» на год, 10% и 5% – на два и три года соответственно.
  • Срок «Сертификата магазина» должен начинаться с момента истечения основного гарантийного срока, в противном случае вы дважды платите за то, что уже предоставлено вам по закону бесплатно.
  • Дополнительная гарантия – вещь добровольная, продавец не имеет права заставлять вас прибрести данную услугу. Даже если он апеллирует к изменению стоимости товара (например, цена по акции действует только при приобретении доп. обслуживания), отсутствию обслуживания и другим негативным последствиям отказа – смело зовите менеджера или администратора. Проблема состоит в том, что продавцов-консультантов обязывают «предлагать» услугу всеми возможными способами.