Айрис Апфель, которая всю свою жизнь одевалась цветисто и ярко, была счастлива обнаружить, что в 90 стала музой Нью-Йоркской моды.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель стала знаменитостью в 83, через 13 лет после выхода на пенсию. В 2005 году музей Метрополитен устроил выставку ее гардероба. Выставка включала часть коллекции Апфель — изысканные предметы одежды от редкостных парижских и нью-йоркских дизайнеров: там был пиджак, покрытый разноцветными перьями петуха, утки и других птиц, созданный Жаном-Луи Шеррером в 1962 году и оранжевый комбинезон от Джеффри Бина начала 1980-х. Но безмерно популярной выставка стала не по этой причине. Посетителей задела за живое воссозданная на манекенах уникальная манера Апфель носить эти вещи, сильно отличавшаяся от привычной подачи отдела Института костюма музея Метрополитен.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Апфель назвала выставку «набегом на гардероб»

Типичная табличка, которой был снабжен манекен, гласила: «Платье дома Lanvin, около 1985 г., золото, коричневая и серая шелковая тафта. Браслет из Бутана, конец XIX в., серебро и янтарь. Тибетский браслет-манжета, конец XIX в., серебро, янтарь, коралл и бирюза. Тибетские ожерелья, начало XX в., серебро, янтарь, коралл, бирюза». Оранжевый комбинезон был выставлен с индейскими украшениями и поясом, украшенным бирюзой и серебром, и каждый манекен на выставке был снабжен фирменными «совиными» очками Апфель. Искусствовед Роберта Смит писала в New York Times: «миссис Апфель носила мультикультурализм еще до того, как появилось это слово».

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Тот самый комбинезон с выставки

Прошло семь лет, и Айрис Апфель в свои 90 гораздо популярнее, чем в 83 — ее узнают на улицах, ее преследуют фешн-блоггеры. У Апфель есть собственный юрист и своя линия бижутерии. «У меня есть фанаты», — Апфель, рассказывая об этом, не скрывает ликования.

Апфель стала музой нью-йоркской моды: в 2006 году Ральф Лорен, отдавая дань работе Апфель как дизайнера текстиля, сделал основой коллекции ткань для обивки. В прошлом месяце Апфель в качестве почетного гостя приняла участие в дефиле показа дизайнера Джоанны Мастроянни, вдохновленного стилем Апфель. Компания MAC в этом году запустила линейку в цветах Айрис Апфель, включающую оттенки «Розовый голубь» и «Алый ибис». Названия отсылают к названию выставки «Редкая птица» и пристрастию Апфель к ярким цветам.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель и Джоанна Мастроянни

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Коллекция MAC, посвященная Айрис Апфель

Вместе с Анной Винтур (главный редактор американского Vogue — прим. перев.) Апфель блистает в документальном фильме «Нью-Йорк Билла Каннингема» (Bill Cunningham New York) как нью-йоркская гранд-дама: Апфель постоянно появляется на его фотографиях уже несколько десятилетий. Айрис Апфель — главный герой документального фильма режиссера Альберта Мэйслеса.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис и Билл Каннингем

История стиля Апфель, совершившего большое путешествие из шкафа в музей, а оттуда еще дальше — в первые ряды и на большой экран, собирается сделать новый поворот и переместиться в производственные цеха. Этим летом Сандра Чой и Саймон Холлоуэй, креативные директора Jimmy Choo, назвали в честь Айрис Апфель небольшую коллекцию максималистских, многоцветных, гламурных украшений в этническом стиле. Босоножки в стиле Айрис, вручную сплетенные из кожи цвета загара, оттененные каскадами желтых, красных, зеленых и голубых бусин — это то, что каждая современная поклонница Апфель будет носить на Ибице этим летом.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Босоножки Jimmy Choo. Как ни старайся, а до оригинала они не дотягивают

Апфель описывает себя как «самого старого тинейджера планеты». Истории о юной Айрис звучат поразительно: она рассказывает как, будучи юной девушкой, пришла к Дюку Эллингтону, чтобы подружиться с ним. Айрис оделась, пошла за кулисы после концерта и постучала в дверь гримерки. Рэй Ненси, трубач Эллингтона, открыл и воскликнут: «Боже, боже, кто твой портной?». Так родилась дружба.

Будучи студенткой, Апфель выиграла конкурс статей от Vogue, который привел ее к первой работе в журнале Women's wear Daily. Вместе с мужем Карлом Апфелем Айрис основала компанию Old World Weavers. Без копий старинных тканей, которые производила компания, не могли обойтись самые модные дома, пор пока Апфели не ушли на пенсию и не продали компанию.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Карл и Айрис в 1951 году. Айрис Апфель рассказывает, что Карл покорил ее тем,
что всегда заботился о том, поела ли его драгоценная супруга

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель с мужем Карлом. Трогательная деталь — похожие очки супругов

Чтобы дать представление об успешности супругов, достаточно упомянуть, что компания Old World делала шторы, мебель и драпировки для девяти президентов Белого дома. В результате Апфели живут в элитном районе города на Парк-авеню с «возможно, Веласкесом» на стене.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Гнездо «Редкой птицы»

Но Апфель поражает воображение не только как записная модница, но и как пример нью-йоркского образа мыслей — свободного духом, отважного и готового к приключениям, который в наши дни, кажется, подвергается опасности исчезнуть под воздействием холодной эстетики Манхеттена, почитающей достижения косметической стоматологии и сушки феном выше индивидуальности и креативности. Марк Якобс, другой житель Нью-Йорка, не чуждый любви к одежде-как-приключению, недавно говорил в интервью Herald Tribune: «Меня интересует жизнь этой одежды…  окажетесь ли вы после вечеринки заполночь на обочине с сигаретой или упорхнете вместе с Прекрасным принцем».

Апфель может рассказать историю о каждом из своих ансамблей. Она настаивает на том, что ее собрание — не просто коллекция, потому что каждый предмет она покупала, чтобы носить. «Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что влюбляюсь в них. Я никогда не покупаю вещь только потому что это драгоценность», — говорит она. Объединяющий принцип — избыточность. «Я выгляжу или нарочито барочно, или очень в духе дзен. Все, что посередине, меня безмерно раздражает».

 Читайте также: Стиль бохо-шик. Модная эклектика

Как истинный житель Нью-Йорка, Апфель — мастер на остроты. Вот одна из лучших.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Она далека от того, чтобы иметь иммунитет от модного снобизма. Апфель известна протестами против полных людей в джинсах стрейч, шлепанцев в любых их видах, но о старении она говорит разумные вещи.

Айрис Апфель муза Нью-Йорка

Jess Cartner-Morley, The Guardian
Перевод Дарьи Пряниковой