Как правило, работодатели не перечитывают резюме по несколько раз, поэтому информацию о себе соискатель должен изложить предельно кратко, четко и грамотно. Мы расскажем вам, как составить резюме: про основные правила составления и оформления.

Итак, документ состоит из нескольких основных блоков.

Имя, возраст и контактная информация

Прежде всего, в своем резюме кандидат должен представиться – указать фамилию, имя, отчество, дату рождения и возраст. Фамилию, имя и отчество рекомендуется выделить крупным жирным шрифтом.

Далее указывается домашний адрес и электронная почта соискателя, контактные телефоны. Составляя резюме, обязательно уточняется, какой номер телефона домашний, а какой рабочий, а также время, когда по этим номерам лучше звонить.

Если вы отправляете резюме по электронной почте, помните, что делать это нужно с адреса, указанного в контактах.

Желаемая должность

Следует составить резюме таким образом, чтобы было сразу понятно, на которую вы претендуете. Важно, чтобы формулировка точно совпадала с представленной в вакансии. Например, если компании требуется менеджер по персоналу, не пишите в резюме, что претендуете на должность специалиста по работе с кадрами.

Ни в коем случае не давайте расплывчатых формулировок, наподобии «хочу получить в вашей компании работу, соответствующую моему образованию и уровню квалификации». Таким образом вы ставите перед работодателем задачу самостоятельно изучить ваше резюме и выбрать подходящую должность. Никто этим заниматься не будет.

Также не стоит в одном резюме указывать несколько желаемых должностей – тем самым вы снизите свои шансы.

Образование

Рассказывая о своем образовании, укажите какие учебные заведения и в каком году вы окончили. Обязательно уточните факультет и специализацию, тему дипломной работы. Можно «похвастаться» наличием красного диплома, участием в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах, стажировках.

В резюме студента или соискателя, ищущего работу непосредственно после окончания ВУЗа, можно указать свои оценки по важным для желаемой сферы деятельности предметам. Если успехами в учебе вы похвастаться не можете, не давайте этой информации. Только учтите, что такую информацию можно указать, когда у вас еще нет опыта работы, но нужно продемонстрировать, что профессиональные знания имеются. Если же вы уже работали (тем более по специальности), лучше подробнее расписать соответствующий пункт, а в "Образовании" ограничиться только основной информацией.

В блоке «Образование» не обязательно писать о том, какую школу, когда и с какими оценками вы окончили – эта информация не является для работодателя важной и лишь сделает резюме более громоздким.

Составляем резюме: опыт работы

Это наиболее важный для работодателя блок. Он должен быть самым объемным. Информация в этом разделе должна быть предельно точной, указывать следует лишь «голые факты». Избегайте лестных эпитетов в свой адрес. Не стоит ссылаться на «огромный опыт», «отличные организаторские способности» и «коммуникабельность». Гораздо лучше будет составить резюме, подробно перечислив свои достижения, чтобы работодатель сам сделал вывод о вашем высоком профессионализме.

Если ваша предыдущая работа носила проектный характер (дизайнер, специалист по рекламе, переводчик), стоит перечислить все крупные проекты, над которыми вы работали более месяца. В однородной работе, такой как менеджмент или продажи, стоит выделить особенности, с которыми приходилось сталкиваться (например, работу с иностранными клиентами или важной документацией).

По каждому проекту нужно предельно кратко и точно обозначить:

  • период работы (с точностью до месяца);
  • место выполнения работы;
  • суть работы вкратце;
  • техническое оснащение (компьютерные программы или специальные технологии);
  • ваши достижения в этой работе.

Если выполненные проекты представлены в интернете, дайте ссылки на соответствующие сайты.

Должности и проекты необходимо указывать в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы.

Желаемый уровень заработной платы

Эту информацию не всегда стоит указывать. При знакомстве с резюме у работодателя складывается лишь первичное впечатление о вас. Оценить ваш потенциал он сможет только при личной встрече. Именно поэтому высокая сумма желаемой зарплаты может озадачить работодателя и отрицательно повлиять на его решение встретиться с вами.

Рекомендуется указывать в резюме лишь минимальный уровень оплаты труда, на который вы согласны, при этом следует уточнить, что указанная сумма минимальна. Будьте честны. Если при личной беседе работодатель предложит вам запрашиваемый минимум, вы всегда сможете сослаться на то, что предлагаемая им работа сложнее и, соответственно, стоит дороже указанной в резюме суммы.

Дополнительные сведения

В этом блоке стоит указывать лишь навыки, которые будут полезны в вашей работе. К примеру, не стоит писать о наличие водительских прав, если желаемая работа предполагает постоянное пребывание в офисе.

Итак, при необходимости вы можете упомянуть о:

  • владении иностранными  языками (не стоит рассказывать о том, как вы читаете, пишете и разговариваете на иностранном языке, просто укажите уровень знаний – начальный, хорошее  или свободное владение);
  • навыках работы с компьютером (указывайте лишь те программы, которыми вы реально владеете, и которые пригодятся вам в новой работе; уточните, как  правильно называются пакеты, чтобы не допустить ошибки в написании);
  • знании офисной оргтехники (под этим обычно понимается ксерокс, факс, мини-АТС; отдельно стоит упомянуть о владении телексом);
  • наличии водительских прав и личного автотранспорта. 

Личная информация

Должна быть представлена в минимальном объеме. Не стоит подробно рассказывать о составе своей семьи, представлять подробные автобиографические сведения. Как правило, такая информация малоинтересна работодателю. Более того, прочитав подробный рассказ о семье, детях или бытовых увлечениях, наподобие вязания, работодатель может посчитать вас неделовым человеком.

В конце резюме можно вкратце упомянуть об активных увлечениях, таких как спорт, танцы или туризм. Наличие подобных хобби характеризует вас как физически здорового человека с активной жизненной позицией.

Не стоит заводить одно резюме на все случаи жизни. Всегда адаптируйте содержание к требованиям конкретного работодателя. При необходимости вносите новые сведения и удаляйте информацию, несущественную для новой работы. 

Помните, что максимальный объем резюме не должен превышать полутора страниц. Умение точно и предельно кратко излагать свои мысли – показатель высокого культурного и профессионального уровня.