Собеседование сродни первому свиданию. После не совсем удачного первого общения работодатель никогда не позвонит вам. Зато, если собеседование пройдет успешно и ваша кандидатура придется ему по душе, об этом вы узнаете сразу же – по заинтересованному выражению лица собеседника и явной готовности общаться еще.

О чем соискателю лучше умолчать?

Планы крупных изменений в жизни. Если вы устраиваетесь в компанию, которая ценит стабильность и подбирает сотрудников, готовых работать на одном месте долгие годы, после вашего заявления о намерении переехать в другой город через пару лет, вы вряд ли останетесь фаворитом среди соискателей. Скорее всего, с вами вежливо попрощаются, задав еще несколько вопросов. Также не стоит затрагивать тему семьи и детей, если только вас не спрашивают об этом напрямую. Работодателя интересует то, что вы можете предложить ему сейчас, поэтому лучше говорить о своих навыках и знаниях, чем о планах на ближайшую пятилетку.

Неудачи и промахи на прошлой работе. Если кому и интересно узнать о том, как вы подвели весь отдел, не сформировав отчетность вовремя, или о том, что по вашей вине компания потеряла важный груз, то разве что вашему врагу. Не хотите вызвать негативное отношение к своей персоне? Не рассказывайте о своих ошибках и не провоцируйте собеседника на осуждение и неприязнь. Достаточно и того, что вы вынесли из них урок и постараетесь не повторить их в будущем.

Плохие отношения с шефом и коллегами на прошлом месте работы. Вот уж точно – этот факт биографии соискателя способен испортить впечатление даже от блестящего интервью. Умение работать в команде необходимо практически в каждом деле, и, даже если бывший коллектив действительно был склочным и злым, именно вас обвинят в конфликтности и ни за что не возьмут на работу. Если причиной увольнения был как раз конфликт с начальником, лучше придумать другую, более нейтральную причину ухода с работы – например, желание расти в новой сфере деятельности.

Вопросы о зарплате в первые несколько минут собеседования. Это довольно типичная ошибка среди неопытных соискателей работы. Подобные темы будут неуместны в начале разговора потому, что ваш собеседник всеми силами старается выяснить, подходите ли вы компании, а вы, не пытаясь произвести хорошее впечатление, сразу же переходите в наступление и стремитесь выяснить выгоду для вас. Такая тактика, увы, будет проигрышной, несмотря на то, что на работу вы устраиваетесь именно ради денег, и вопрос о них вполне закономерен. Деловой этикет подразумевает, что вопрос о деньгах соискатель задаст уже после того, как все остальные вопросы были подняты и между собеседниками установилась взаимная симпатия.

Перечисление своих хобби, никак не относящихся к делу. Если руководитель известен своим пристрастием к рыбалке, ненавязчиво упомянуть вашу любовь к ловле рыбы будет вполне уместно. Занятия спортом важно указать, если вы желаете получить место менеджера по работе с клиентами или бизнес-тренера, так как такое увлечение говорит о вашей целеустремленности, оптимизме и стремлении к самосовершенствованию. Вообще, сотрудники, занимающиеся спортом, всегда пользуются у начальства уважением. А вот упоминание о таких занятиях, как разгадывание сканвордов, просмотр всех серий «Теории большого взрыва» или любовь к шопингу будут абсолютно бесполезной информацией для вашего собеседника. Не забивайте «эфир» мусором, гораздо полезнее будет построить конструктивный, разумный диалог.

Из всего сказанного можно сделать простой вывод: собеседование – это разговор, в котором ваш оппонент пытается составить мнение о вас по первому впечатлению, по сказанным словам и упомянутым фактам из биографии. Сдержанность, вдумчивость и серьезность в этом разговоре просто необходимы. Конечно, здесь не помешает и толика юмора, и некоторая самокритичность, и гибкость, но именно сдержанности и серьезности вы будете обязаны, когда вас выберут из сотни кандидатов и пригласят на работу вашей мечты.