1. Новичок

Итак, вы получили работу, о которой давно мечтали. Не расслабляйтесь и не теряйте бдительности. Даже если руководство компании приняло вас без испытательного срока, первые недели вас будут оценивать как профессионала и как человека. Главное сейчас – произвести приятное первое впечатление, ведь оно, как известно, чрезвычайно важно. Устроившись на работу в организацию, сразу же ознакомьтесь с распорядком, по которому живет и работает офис. Уточните время начала и окончания трудового дня, расписание планерок, совещаний, время обеденного перерыва. Исключите опоздания, лучше всего приезжать в офис за 15-20 минут до начала рабочего дня. А вот намеренно задерживаться на работе, пытаясь показаться трудоголиком, напротив, не рекомендуется. У руководства может сложиться мнение, что вы просто-напросто не успеваете сделать свою работу за отведенное на это время.

2. Свой человек

Освоившись на новом рабочем месте, вы успели познакомиться со всеми сотрудниками. Теперь важно правильно выстроить с ними отношения. Можно стать «душой коллектива», завоевав всеобщую любовь. А можно – не отвлекаясь на сантименты, доказать свой высокий профессионализм и заслужить уважение. 

Руководство над проектом поручили всеобщему любимцу, балагуру и весельчаку. Новый начальник был просто душкой. Сотрудники просиживали на совещаниях до позднего вечера, не торопясь идти домой. Однако столь милый руководитель проекта оказался бессилен перед внезапно возникшими трудностями. И проблема была вовсе не в его некомпетентности. В силу мягкости своего характера молодой человек оказался просто неспособен организовать работу своих подчиненных в условиях аврала. Люди не видели в нем авторитетного начальника.

Герой второй истории – юрист, сосредоточивший все силы и внимание на продвижении по карьерной лестнице. Поглощенный решением профессиональных задач, он отстранился от коллектива, всегда был немногословен и сдержан в эмоциях. В итоге к нему приклеилось «почетное звание» темной лошадки, появились насмешки за спиной. Однако несмотря на личную неприязнь к юристу, коллеги нисколько не преуменьшали его заслуг перед компанией и уважали как профессионала своего дела.

Какой путь выбрать – решать вам. Здесь немалую роль играет ваш характер и темперамент. В идеале, старайтесь сочетать профессионализм с эмоциональной привлекательностью, в зависимости от ситуации делая упор то на одну, то на другую черту. Стратегия поведения с коллегами во многом зависит и от занимаемой вами должности. Как показывает практика, слишком «душевные» руководители долго на своих местах не задерживаются, а некоммуникабельные рядовые представители офисного планктона становятся в коллективе изгоями.

Чтобы завоевать уважение коллег, оставаясь при этом располагающим к себе человеком, следуйте нескольким простым правилам.

  • Цените окружающих. Отмечайте заслуги своих коллег, делайте им комплименты (только не льстите – будьте искренни), всегда благодарите за помощь. Принимая значимые решения, поинтересуйтесь мнением коллектива. Поверьте, ваша репутация профессионала от этого нисколько не пострадает.
  • Будьте корректны. Ни при каких обстоятельствах не опускайтесь до грубостей. Невоспитанность компрометирует вас не только как человека, но и как профессионала.
  • Не позволяйте втягивать себя в конфликты. Это правило особенно актуально для женских коллективов, в которых часто «дружат против кого-то».

3. Ценный работник

Итак, вы влились в коллектив. Теперь настало время завоевать признание начальства.  

Вы должны четко знать, кто, на каких этапах и по каким критериям оценивает результативность вашей работы. Будьте «на связи» с этими людьми: уточняйте стоящие перед вами задачи, обсуждайте пути их решения. При возникновении каких-либо вопросов или затруднений, не стесняйтесь обратиться к руководству за советом. Поверьте, пытаясь скрыть свои недоработки или недостаточную компетентность в определенных вопросах, вы нанесете еще больший урон своей репутации – ведь правда обязательно станет явью и, как правило, в самый неподходящий момент.

Добросовестно подходите к выполнению своих обязанностей. Не нарушайте принятые в организации правила – тем самым вы демонстрируете неуважение к людям, установившим их, то есть – к руководству.

Помните, что начальник – это тоже человек со свойственными всем людям слабостями. К необоснованным нападкам относитесь философски – возможно, накануне разговора с вами шефу просто сильно испортили настроение. Смотрите на начальника через призму профессиональной ценности – как на специалиста в своем деле, хорошего организатора или просто человека, сумевшего сделать карьеру. У любого руководителя есть чему поучиться.

Не давайте начальству пустых обещаний. Если беретесь за дело – обязательно доведите его до конца, или – не беритесь вовсе. Никогда не обманывайте руководителя

Не скрывайте от начальства своих амбиций. Покажите, что заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице – и подтвердите, что вы этого достойны. Только подтверждать необходимо не словом , а делом.

4. Незаменимый сотрудник

Теперь непосредственно о том, как доказать начальству свою профессиональную ценность и стать в конечном итоге незаменимым сотрудником.

Первый путь к признанию – интеллектуальный. Путь этот долог и тернист. Вы должны стать не просто хорошим работником, а экспертом  в своей области, к мнению которого прислушивается  даже высокое руководство. Незаменимыми часто становятся сотрудники с творческим подходом, внедряющие какие-то ноу-хау, инноваторы или люди с яркой харизмой и индивидуальностью (последние два качества особенно ценятся в таких областях, как образование, реклама и туризм).

Второй путь – функциональный. Станьте «системообразующим» сотрудником, сосредоточив вокруг себя финансы, клиентскую базу, информационные, технические  или трудовые ресурсы. Функциональные сотрудники способны своей работой определять успешность бизнеса в целом. При увольнении таких кадров в работе организации происходит сбой и зачастую установить налаженный ранее порядок так и не удается. Немало организаций пострадали после увольнения менеджеров, прихвативших с собой клиентскую базу или переманивших ценные кадры.

Именно поэтому незаменимых сотрудников высоко ценят и боятся потерять. Став таковым, вы можете рассчитывать на то, что к вашему мнению и пожеланиям руководство всегда будет прислушиваться. Ваша ценность в выбранной отрасли будет высока и наступит момент, когда компании начнут сражаться за вашу «голову», предлагая все более и более выгодные условия. При возникновении разногласий вы сможете даже немножко надавить на руководство, намекнув на возможность своего увольнения. Главное – не перегнуть палку, ведь некоторые руководители искренне полагают, что незаменимых людей нет.