Торопиться надо медленно?

Как правило, вы не торопитесь выполнять какую-либо работу, потому что не способны оценить свои силы, у вас нет чувства времени. Чаще всего в подобных случаях имеет место безосновательная самоуверенность либо чрезмерная расслабленность. К примеру, если на выполнение задания отводится неделя, а теоретически его можно сделать за день, вы не станете спешить, а дождетесь, пока дело станет срочным, и только тогда возьметесь за него. Поскольку перед сдачей все усилия сосредоточены на срочном деле, вы начинаете думать, что хорошо работаете только в кризисной ситуации, и если уложитесь в сроки, то вас уже сложно будет убедить в обратном. Промедление и сдача в дедлайн станут нормой.

Все на потом!

У проблемы откладывания важных дел могут быть и иные психологические предпосылки, из которых складываются конкретные причины промедления:

1) Отсутствие уверенности в себе и, в более запущенных случаях, самоуважения. Вы сомневаетесь в своих силах и убеждаете себя, что в данный момент не готовы выполнить задачу, много времени тратите на создание мотивации.

Из-за неуверенности в себе возникают страхи, главный из которых – показать свою некомпетентность. Также они могут овладеть и ранее успешными людьми, у которых появились какие-либо проблемы (распад семьи, духовный кризис, тяга к алкоголю). Страх перед трудными заданиями заставляет откладывать их на потом и выполнять только легкую, привычную работу.

Другая крайность, возникающая в том числе из-за низкой самооценки, – перфекционизм. Конкретное задание может не столько откладываться на потом, сколько растягиваться на неопределенных срок, потому что вы пытаетесь выполнить его идеально. Если же это не выходит, дело отравляется в долгий ящик до тех пор, пока не наступит дедлайн.

2) Принадлежность к психологическому типу «человека-ребенка». Инфантильность может выражаться в самоуверенности и отсутствии чувства времени, как в рассмотренном выше примере, или же сводиться к лени и безответственности.

Лень – причина патологического откладывания дел и промедления. Часто ленивые люди прибегают к уловкам и самообману: «Я сделаю это завтра/после перерыва», «Сперва мне нужно отдохнуть/набраться сил/дождаться вдохновения». В других случаях все может оказаться гораздо проще: вы не хотите много работать и медлите с выполнением текущих задач.

Еще одна причина откладывания на потом, в основе которой лежит слабость и инфантильность, – отвращение к конкретной работе и неспособность сосредоточиться. Проблема здесь, как обычно, в мотивации. Вы можете качественно выполнять свою работу, но как только вам надоест, бросите ее и займетесь посторонними делами.

3) Упрямство и манипулирование. Вы уверены, что откладываете дела из-за своих принципов. Таким образом вы хотите показать, что не желаете, чтобы вами управляли, что создает иллюзии занятости. Вы откладываете конкретные задания, чтобы показать, насколько важна ваша работа, что вы постоянно загружены. На самом же деле вы медлите с выполнением всех дел, в зависимости от ситуации оправдываясь какой-либо работой. В этом случае времени уходит на порядок больше.

Как перестать надеяться на завтра?

Ответ до банального прост: сосредоточиться на работе, делать все сразу же, принимать решения, находить время для исполнения своих желаний и ничего не откладывать в долгий ящик. Однако на деле взять и сделать порой оказывается слишком сложно, потому что не удается разом пересилить себя, свои комплексы или лень, и приходится идти к успеху шаг за шагом, следуя нескольким легко выполнимым советам тайм-менеджмента.

1) Наведите порядок во всем: на вашем рабочем месте, в своей квартире и в портфеле/сумке с бумагами. Хаос часто мешает сосредоточиться, а если у вас все будет разложено по полочкам, вы сможете перенести эти принципы порядка на организацию вашего рабочего дня.

2) На время работы изолируйтесь от всех отвлекающих факторов. Не заходите в социальные сети, удалите с ПК все стандартные игры и не тратьте время на частые перекуры с коллегами.

3) Составьте объективный список важных дел, это поможет вам успеть сделать все запланированное. Возьмите себе за правило выполнять задания по их срочности и важности, не занимаясь пустяками, пока не закончено основное дело.

4) Придумывайте краткосрочные планы. К примеру, ставьте себе реально выполнимые задачи на 5, 10, 30 минут.

5) Поощряйте, хвалите себя, если вы выполнили задание гораздо раньше срока.

6) Считайте любую задачу выполнимой: и организацию праздника, и принятие важного для вашей личной жизни решения, и сложное поручение на работе. Вспомните, что вы блестяще справились с несколькими делами, убедите себя, что и это задание вам по плечу.

7) Поделитесь своими планами с коллегами. Если проблема промедления не в потерянном самоуважении, это будет неплохим стимулом закончить работу вовремя.

8) Наконец, будьте готовы к неудаче. Не унывайте, а с еще большим рвением приступайте к переделке и не бойтесь будущих проектов.

День за днем превозмогайте свою лень, обретая умение решать задачи без промедления. Со временем ваша жажда деятельности усилится так же, как росло до этого желание сделать все завтра. Следуя намеченному плану, вы будете чувствовать себя увереннее за счет этих маленьких побед и хотя бы немного, но обязательно сократите количество отложенных и невыполненных дел.