Что такое тайм-менеджмент

На самом деле понятие тайм-менеджмента не ново ни для кого из нас. Мы все жили по этой системе раньше, просто не осознавая этого. Вспомните детский сад с его завтраками, прогулками, тихим часом и развивающими занятиями по расписанию или школу, за годы учебы в которой вы успели не только овладеть определенными знаниями, но и поучаствовать в спортивной и общественной жизни. В детстве все мы успели вложить в голову массу полезной информации и овладеть множеством навыков и, думаем, никто из нас не сможет назвать эти годы непродуктивными.

В чем же секрет нашей детской эффективности? В максимально полезном распределении времени между различного рода занятиями. В детском возрасте этим распределением занималась система дошкольного и школьного образования, а мы просто жили по созданному распорядку.

После окончания школы задача по планированию собственной жизни легла целиком на наши плечи, и не все смогли справиться с нею эффективно. Если у вас катастрофически не хватает времени на решение поставленных задач, из-за навалившихся проблем вы не можете уделять достаточно времени себе и семье, не знаете, каким путем двигаться к поставленным в жизни целям — тайм-менеджмент вам в помощь!

Тайм менеджмент — это методики управления собственным временем. Уже из определения становится понятно, что таких методик существует множество. Психологи и бизнес-тренеры создают свои системы и издают книги по тайм-менеджменту, призванные повысить эффективность работы человека, упорядочить его жизнь и в конечном счете привести к достижению поставленных целей. Системы довольно часто существенно расходятся в методах и порой даже противоречат друг другу, однако фундаментальные понятия тайм-менеджмента остаются незыблемыми. Желающим повысить собственную эффективность обязательно придется научиться постановке целей, распределению приоритетов и  планированию.

Постановка целей

">Специалисты по тайм-менеджменту единогласно утверждают, что любая из целей остается не более чем мечтой до тех пор, пока не будет четко сформулирована и записана на бумаге. Поэтому сначала развейте в себе полезную привычку записывать все свои цели и идеи, превращая их из сумбурных и обрывочных представлений в четкие и осознанные мотивирующие лозунги для собственного подсознания.

Второе условие успешной постановки цели — ее позитивность. Записанная на бумаге цель должна отражать то, чего вы хотите достичь, а не то, чего пытаетесь избежать. К примеру, желающие похудеть должны формулировать свою цель как «хочу быть стройной», но ни в коем случае нельзя писать «нужно избавиться от лишнего веса». 

Слова «должен», «нужно», «следует» и «необходимо» создают внутреннее сопротивление в подсознании и препятствуют эффективному достижению задуманного. Их нужно заменить на стимулирующие «хочу», «могу» и «стану».

Даже самые нереальные цели покажутся достижимыми, если разбить их на задачи — более мелкие и вполне реальные. К примеру, вы желаете купить недвижимость во Франции. Цель кажется недостижимой, пока вы не распишете подробнейший путь ее достижения, состоящий из множества подцелей. Первой подцелью может стать «буду зарабатывать по 3 тысячи в день», второй — «по 5 тысяч» и т.д. Достигнув результата при реализации задач и получив моральное удовлетворение от результата, вы поймете, что мечта осуществима.

Расстановка приоритетов

Современному человеку ежедневно приходится решать множество самых разных задач, и порой в море проблем можно погрузиться с головой, абсолютно пренебрегая отдыхом и общением с дорогими людьми. Часто именно с такой ситуацией сталкиваются люди, не умеющие расставлять приоритеты и пытающиеся переделать за день максимум дел, не задумываясь о том, являются ли они действительно важными и неотложными. 

Специалисты по эффективному планированию времени рекомендуют после составления списка дел распределять их по следующим категориям:

  • важно и срочно,
  • важно, но не срочно,
  • не важно, но срочно,
  • не важно и не срочно.

Для эффективного распределения временных ресурсов рекомендуется отдавать приоритетность первому и второму пункту.

Планирование

Чтобы успевать все дела и четко организовывать время, вам не обойтись без планирования. Планы необходимо составлять не только на день, но и на более длительные промежутки времени. План, состоящий из простого перечисления дел, вряд ли окажется эффективным, ведь вы можете просто не рассчитать своих сил, времени и в итоге не выполнить даже половины задуманного. При составлении плана необходимо:

  • обозначать приоритетность того или иного дела;
  • указывать, какое количество времени потребуется на выполнение задачи;
  • дробить сложные дела на более простые задачи, расписывая путь к достижению результата.