От нашего отношения к критике и способности воспринимать ее адекватно зависит очень многое. Неправильная реакция на критическое замечание со стороны начальника, коллег, клиентов или близких людей может не только испортить наши отношения в обществе, но и оказать влияние на карьерный рост и место работы. Поэтому обучение искусству спокойного восприятия критики является для большинства людей одним из самых важных и трудных жизненных уроков.

Как правильно реагировать на критику?

Иногда так бывает, что одно негативное замечание в наш адрес, способно надолго испортить все настроение. Обычно первая реакция, которая появляется у нас в ответ на неприятную критику — это желание навсегда обидеться и уйти, громко хлопнув дверью, а чаще всего ответить обидчику тем же. Однако ни тот, ни другой вариант не является вполне правильным, так как потом приходят переживания не только из-за сделанных нам критических замечаний, но и из-за своих необдуманных слов и поступков. Поэтому, чтобы научиться воспринимать критику достойно, психологи рекомендуют посмотреть на конфликт глазами стороннего наблюдателя. Только так мы сможем дать адекватную оценку своим словам и действиям, а также оценить справедливость критических замечаний оппонента.

Что делать, когда вас критикуют?

Во-первых, необходимо разобраться в том, является ли критика обоснованной. Для этого нужно выслушать критикующего до конца и постараться осознать, что он имеет в виду и чем недоволен. Затем следует обратиться к нему и переспросить, насколько правильно ваше понимание сути его критики. Этот вопрос должен снять напряжение и уменьшить агрессию, а также поможет вам полностью разобраться в обоснованности его замечаний.

Если критика не обоснована, необходимо вежливо сказать вашему оппоненту, что его замечания не имеют к вам никакого отношения. При этом важно не усугублять ситуацию и не испортить взаимоотношений с этим человеком. Не нужно спорить, так как право критиковать имеет каждый, и это надо признать. В тоже время и не стоит соглашаться с несправедливыми критическими замечаниями. Ведите диалог с критикующим вас человеком доброжелательно и спокойно, так будет проще обезоружить оппонента и прекратить дальнейшую словесную атаку с его стороны.

Как воспринимать критику?

Следует знать, что в обществе существуют люди, которые критикуют ближнего исключительно ради того, чтобы расстроить или унизить, а затем и манипулировать человеком. С помощью критики они оказывают давление на своих подчиненных или близких людей и тем самым снижают их самооценку. Не стоит относиться к таким замечаниям слишком серьезно. В таком случае психологи рекомендуют воспользоваться приемом самозащиты, то есть представить, что вокруг вас образовалась невидимая стена, которая ограждает вас от внешнего негатива. Данный метод поможет вам оставаться спокойным и не обращать внимания на происходящее вокруг. А агрессор, не получив ожидаемый отпор, обычно остывает и даже через некоторое время может подойти к вам с извинениями.

Другое дело, если замечания, как бы нам неприятно не было осознать этот факт, справедливы. Тогда критика, если ее принять и уметь к ней прислушаться, стимулирует человека к работе над собой и раскрывает его внутренние возможности и ресурсы. Необходимо понять, что люди чаще всего критикуют не особенности нашего характера, а именно конкретные поступки, который при желании можно исправить. Недостатки и ошибки имеются у каждого, но осознать это и оценить себя способны не все.