До этой поездки я вообще слабо себе представляла, что такое Хакасия и где это. Ехали, так сказать, по зову сердца и с надеждой на лучшее, потому что информации не было почти никакой.

Целью поездки было выехать именно на живую природу, подальше от толп туристов и спокойно отдохнуть без пьянок и дискотек. Проблема была в том, что ехать решили на поезде, что сковывало наше передвижение, так как добраться до некоторых мест можно только своим ходом.

Куда поехать и где остановится?

Сначала мы хотели поехать в Шира – самый крупный туристический поселок возле одноименного озера. На фотографиях выглядело все красиво и привлекательно, но в дальнейшем мы ничуть не пожалели, что не остановились там. Поясняю: Шира – это что-то типа Сочи 90-х только в маленьком масштабе: много частного сектора, где сдается каждый подвал (сплошные вывески «Жилье», «Комнаты», «Сдам дом»); много строящихся коттеджей с невероятно завышенными ценниками, стихийные рынки для туристов с китайскими откровенно плохими сувенирами (удалось найти только одно место, где мы купили магниты местного мастера), также на рынках активно продается самса-шаурма, очки, относительно безвкусные украшения с пластиковыми и натуральными камнями (опять же далеко не местного производства). Кроме того сама Шира навевает довольно депрессивные мысли: серые пыльные улицы, мусор, придорожные забегаловки, сомнительные компашки подвыпивших парней. Не хочу обидеть никого из местных, поэтому сразу извиняюсь за такие высказывания про их поселок, но то, что мы увидели вызвало скорее отвращение.

На форуме drom.ru я нашла тему про прошедшую автомобильную поездку в Хакасию и там были очень хорошие отзывы про базу «Томичка», которая находилась в самой глубине Ширинского района. Позвонила туда, хозяйка базы Марина очень бодрым голосом сказала, что они нас ждут, места есть,  экскурсии сами организуют, кормят тоже сами и даже возле поезда нас встретят и привезут на место. Вот и все решилось – мы едем в Хакасию на базу «Томичка».

Хакасия, встречай!

Приехали мы ночью на вокзал в Шира (кстати, до этого думали, что придется ехать до Абакана, а потом на автобусе), было немного страшно и неуютно. Из толпы нас выловила молодая девочка в спортивном костюме, усадила в девятку с парнем-водителем и мы ехали по темноте и лесу минут 30-40 (скажу честно, в голову не самые лучшие мысли закрадывались). Приехали на базу, там нам сразу на улице дали ключ и сказали идти спать, а все формальности оставили на утро.

И вот утром я вышла из домика и – о, Боги! – база стоит прям посреди гор! Невероятное чувство, что все хорошо и мы не ошиблись.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Сервис на базе очень хороший и домашний: кормят вкусно и недорого, есть даже настоящее молоко и сметана. За символическую плату в 100 рублей можно сходить в баню, большую или маленькую. Есть бесплатный летний душ. «Томичка» – самая крупная база в округе, у них есть свои лошади для конных прогулок, байдарки для сплавов, снаряжение для спелеологических походов. Домики небольшие и новые, внутри есть даже обогреватель. Также есть возможность поставить на базе свою палатку (кажется, это тоже рублей 100 стоит). Что сильно удивило: на базе есть два велосипеда, небольшой тир для стрельбы и метания ножей, бадминтон – и всем этим дают пользоваться просто так, то есть НЕ за деньги.

Достопримечательности и экскурсии

В окрестностях (шаговой доступности) 3 пещеры разной сложности: «Археологическая» (самая простая и широкая), «Кирилловская» (внутри нужно скатится по маленькой ледяной вороночке) и знаменитый «Ящик Пандоры», которая разделена на два этажа (пещера сложная и довольно страшная, чего только стоит отвесный спуск в сужающуюся трещину, но ощущения того стоят, если вы не страдаете клаустрофобией). Еще есть пещера «Крест», но туда туристов не водят. В первый две пещеры можно легко пойти с детьми.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Сплав по реке Белый Июс (нам так понравилось, что мы сплавлялись два раза) – сплав очень спокойный, никаких бурлящих воронок и торчащих из воды скал. Но виды очень красивые, плывешь и ощущаешь всю гармонию мира. Еще экскурсовод расскажет немало интересных историй про окрестные скалы.

Также мы съездили на соленое озеро Тус, вода там очень близка по концентрации соли к воде Мертвого моря. Полежали в воде, обмазались грязью, затем поехали на соседнее пресное озеро и смыли с себя всю эту радость.

Поход на мраморный карьер, где раньше велась активная разработка, был тоже весьма интересным, там правда все заброшено и разворовано уже, но я никогда не была в подобных местах и мне было любопытно.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Еще одно местное развлечение – поход по тропе предков Тогыз-Аз. Это длинная узкая тропка вдоль скал на высоте, нужно взбираться и опускаться, где-то пролазить через пещерки (так что надевайте удобную обувь и захватите воду). До последней точки «Пещеры любви» мы шли долго, часа два, наверное – виды потрясающие оттуда, внизу бежит река.

Теперь пометка для любителей приключений: дойдя до конца – идите назад, а не по тонкой тропке, ведущей вниз к воде. Они никуда не ведет! Вы изрежете себе все ноги и руки колючими кустами, сгорите на солнце, заблудитесь, будете спускаться по неустойчивым камням, а к воде так и не попадете, так как упретесь в отвесный склон. В общем, не повторяйте чужих ошибокJ У нас поход по этой тропе занял почти весь день, но это было классно.

Об остальном: мы катались на конях, посетили развалины старого замка (на самом деле так называют растрескавшуюся гору, но на самой очень похоже), купались в Белом Июсе, съездили на озеро Итколь, погуляли по местным горам, посмотрели на туимский провал (затопленная шахта со странно-зеленой водой), посетили Краеведческий музей в Шире (кстати, не поленитесь туда доехать, там есть настоящий курган хакасов).

Поездка в Хакасию: мой отзыв

И все это за 10 дней! У нас была очень насыщенная программа, а потратили мы совсем немного (на 2013 год – общие расходы были тысяч 10-13 с человека).

Погода все 10 дней стояла отменная – солнце +25, свежий ветерок.

В общем, я всем очень советую съездить туда и увидеть все собственными глазами. Это прекрасный, бюджетный и, главное, активный отдых. У нас не было ощущения, что мы приехали на базу отдыха, скорее, мы приехали в гости к старым знакомым. Все очень по-домашнему и доброму. Отличные женщины будут кормить вас, простые и активные инструкторы Саша, Виталя и Аня проведут вас по всем маршрутам. А хозяйка базы Марина – так вообще женщина-песня: она как бодрая и опытная пионер-вожатая ко всем относится со всей душой. Уезжая, мы расставались чуть ли не со слезами на глазах, надеясь еще увидится в дальнейшем.

Да, возможно, в Хакасии еще не отлажен туризм, вы не найдете здесь супер-условий и каких-то невероятных достопримечательностей, но это хорошая возможности уйти от суеты больших городов и отдохнуть, в первую очередь, душой.

Если у вас есть какие-то вопросы – пишите комментарии, я с радостью помогу, чем смогу.

Хороших вам поездок и достойных маршрутов!